ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫСТАВОЧНИКОВ БЫЛИ РАССМОТРЕНЫ В ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЕ ГЛАВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СТРАНЫ

06 / 06 / 2013

Состояние и перспективы развития отечественной выставочной отрасли обсудили вчера на круглом столе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Под председательством первого заместителя Председателя СФ ФС РФ А.П. Торшина собравшиеся наметили пути решения самых острых проблем отрасли и подготовили проект предложений, который будет направлен в федеральные органы исполнительной власти. Примечательно, что мероприятие проводилось накануне открытия в «Экспоцентре» Международного форума выставочной индустрии «5рEXPO» – значимого события для российского выставочного сообщества, на котором продолжится обсуждение поднятых на круглом столе вопросов. 

Александр Торшин обратил внимание собравшихся, что данное обсуждение стало возможным благодаря заключению нового соглашения о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой РФ. Цель круглого стола – определить, какое законодательное регулирование нужно создать, чтобы активизировать выставочную деятельность.

  С основным докладом на круглом столе выступил председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Сергей Беднов. «Выставочная деятельность является одним из важнейших инструментов экономической политики любой промышленно-развитой страны, поскольку выставки способствуют продвижению товаров и услуг, модернизации и диверсификации промышленного производства, экспорту высокотехнологичной продукции и привлечению инвестиций», – отметил Сергей Беднов. В докладе был дан анализ состояния российской выставочной индустрии и проблем, стоящих в настоящее время перед выставочниками.

В настоящее время в России ежегодно проводится более 1700 выставок в формате  В2В (бизнес для бизнеса) суммарной площадью свыше 2 млн. кв. м. нетто, в которых принимает участие около 140 тысяч российских и 20 тысяч зарубежных экспонентов. На территории страны функционирует 44 выставочных комплекса общей закрытой площадью 710 тыс. кв.м.

Однако, несмотря на впечатляющее количество выставок и большой экономический потенциал, по обороту выставочного рынка (730 млн. долл.), Россия находится лишь на 7-м месте в мире, отставая от таких стран, как Германия, Франция, Великобритания и Китай в два-три раза, а от США – в шестнадцать раз. Отечественная выставочная площадь составляет всего 2 процента от мировой выставочной площади, в то время как в США этот показатель достиг 20%, в Китае – 15%, в Германии – 10%. 

Сергей Беднов подчеркнул, что перспективы развития выставочной индустрии в России неразрывно связаны с обеспечением на государственном уровне ее координации и поддержки, а главными направлениями стратегии ее развития должны стать:

  • совершенствование нормативного правового регулирования отрасли;
  • создание современной выставочной и конгрессной инфраструктуры в регионах.

Большая роль в создании современной региональной выставочной инфраструктуры отводится реализации Концепции формирования в регионах выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства, подготовленной Минпромторгом по результатам  расширенного заседания Правления ТПП РФ с участием руководства страны, состоявшегося 28 октября 2011 г., и деятельности территориальных торгово-промышленных палат.  К примеру, за 10 лет объем выставочных услуг, предоставляемых 53 региональными и 38 муниципальными торгово-промышленными палатами, занимающимися выставочной деятельностью, вырос почти в 15 раз, - с 75 млн. рублей в 2001 году до 1 млрд. 90 млн. руб. в 2012 году.

В заключение докладчик предложил ряд конкретных мер – в частности, принятие единого нормативного правового акта на федеральном уровне, а именно - Закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев отметил, что производителями зачастую не учитывается жизненный цикл продукции и не уделяется должное внимание ее реализации, несмотря на то, что исследования Центра изучения выставочной индустрии подтвердили, что 83% решений о сделке принимается по результатам выставочных демонстраций. Тем не менее, на коммерциализацию большинство отечественных компаний тратит не более 1% своих средств, в то время как ведущие бренды тратят на эти цели не менее 10% бюджета. Он также уточнил, что при строительстве выставочных павильонов главной проблемой становится отсутствие средств на развитие окружающей инфраструктуры.

Заместитель Директора Департамента внешнеэкономических связей Министерства промышленности и торговли РФ Олег Евтушенко обратил внимание, что некоторые субсидии, предоставляемые ранее выставочникам, после вступления России в ВТО, попали в разряд запрещенных. В настоящее время проводится работа по компенсации данных потерь.

Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Степанов рассказал о нововведениях  Федерального закона «О федеральной контрактной системе»:

  • установлении прямой связи между выигрышем контракта компанией и наличием у нее  возможности осуществления выставочной деятельности;
  • повышении роли образования должностных лиц компании, участвующей в конкурсе (контрактных управляющих и пр. сотрудников);
  • предоставлении заказчику возможности отказа в одностороннем порядке от контракта в случае плохого качества осуществляемых подрядчиком работ (при наличии экспертизы);
  • увеличении финансовой отчетности подрядчиков;
  • снижении значимости цены;
  • повышении качества квалификации.

Председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин привел в качестве примера успешной выставки проводимую «Экспоцентром» весной и осенью «Ладью», которая, по оценке зарубежных экспертов, лучшая в своем тематическом сегменте не только в России, но и в Европе. В этом году в дни ее проведения планируется собрать 15 тыс. человек. Больше половины посетителей – дети. Он также отметил, что проведение такой выставки содействует развитию туризма в места функционирования промыслов, которые являются достопримечательностями. Геннадий Александрович предложил законодательно прописать работу субъектов федерации в развитии выставочной деятельности.

Президент Лазерной ассоциации Иван Ковш объяснил, что разработчики хай-тэк – как правило, малые предприятия, ищущие ввиду малого спроса на их продукцию на родине зарубежные рынки сбыта. Для них участие в международных выставках – это вопрос выживания. В мире проводится всего 50 выставок по данной тематике. Эффект от участия в них для компаний огромен. Однако длительность таможенного оформления и отсутствие господдержки коллективного участия затрудняют реализацию возможности выставочной деятельности.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль обратил внимание собравшихся на необходимость создания единых стандартов проведения выставок и принятия Закона о стандартизации. В настоящее время такие стандарты отсутствуют. Он также предложил учитывать географию производства при определении мест проведения выставок, что позволит демонстрацию большего количества натурных экспонатов.  Он отметил, что выставки не только являются местом пропаганды передовых технологий, но и помогают возродить активную жизненную позицию с учетом того, что каждую выставку сопровождает насыщенная деловая программа.

В заключение участникам круглого стола было предложено обсудить высказанные предложения, в частности:

  • Создать при Совете Федерации консультативный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • Рассмотреть вопрос о состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на парламентских  слушаниях в Совете Федерации;
  • Создать межведомственную комиссию по выставочно-ярмарочной и конгрессной  деятельности во главе с Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации;
  • Разработать проект Федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России».

По итогам рассмотрения данных предложений будет сформирован пакет предложений для направления федеральным органам законодательной и исполнительной власти.

 

Пресс-служба ЗАО «Экспоцентр»

 


Поделиться: